Место для Вашей рекламы
Сообщество:   Родители   глухих детей
English version
Анонс

В августе 2002 года посетили Санкт-Петербург и жили в международном Христианском лагере

далее


партнеры


Мой Спонсор

наверх


1.
И о моей первой учительнице тоже.

С.Н. Петрова


Мы часто переезжали. В августе 1967 года приехали в какую-то деревню, где кроме колодца напротив дома других источников воды не было. Зато нас поселили в двухэтажный, в проекте - благоустроенный дом. Сначала на первый этаж. Но через месяц мы обнаружили, что в квартире все покрывается плесенью. Над нами квартира пустовала, и мы переселились в нее. Рядом на площадке жила семья учительницы. Она и стала моей первой учительницей.

Я собиралась в первый класс. Мама купила форму с фартуком. Ну, какую форму можно купить в захудалой деревеньке? Хоть я не страдала от мелкости (т.е. была довольна крупная), но эту форму пришлось порядком подгонять. А вот с портфелем были настоящие заботы. Точнее: портфеля не было. Тогда мама сшила мне тряпочную сумку, но мне она очень не понравилась. И, несмотря на мягкость моего характера, я все же смогла настоять не ходить с нею. Тогда откуда-то из-под кровати достали маленький чемоданчик. Это мягко сказано - маленький. По сравнению со взрослыми. Меня он устроил. Я сложила туда все свои тетрадки и учебники, и пошла в школу. Когда я ходила с этим чемоданом в школу или из школы, то подчас взрослые говорили вслед: "Да он же больше тебя, как ты его тащишь?!" А я даже не сразу соображала, что это ко мне относится. Я была гордая и важная.

Родители уходили на работу рано, а мне в школу надо было к 9 часам. Вот они уходят в 7 часов и будят меня. А я сделаю вид, что проснулась, но только дверь закрывается, снова засыпаю. Моя учительница, вероятно, сказала им, что я в школе не была. Тогда они решили забегать часов в 9-10, проверять. Приходит кто-то из них, а я сплю. Быстро поднимает меня и уходит. Я неспешно собираюсь и иду в школу. Захожу в класс (при том, представь, не помню никаких угрызений совести), говорю: "Здравствуйте!". Учительница: "Ну что, Петрова, опять опоздала? Ну, садись за Ленинскую парту". Представляешь? Какие тут могут быть угрызения совести?! Парта накрыта красной материей с фотографией Ленина и стоит у самых дверей. А к моей парте идти через весь класс, потом сгонять соседку и садиться у окна. Но я этого не понимала, конечно. Я удивлена и спрашиваю, как очень честная: "Почему?" Ведь такой чести у нас удостаиваются не все. А учительница, видно, не ожидала моей честности и говорит: "Ты четверку по письму получила". Даже не пятерку! Хотя для меня получить четверку по письму - действительно достижение. Мы писали еще перьевыми ручками, макали в чернильницу. А соседка сидела с моей правой руки, и постоянно я ставила из-за нее кляксы.

Зоя Васильевна - так звали учительницу, водила нас по парку, рассказывала о деревьях, растениях, как что называется. Показывала: какие листочки у деревьев. Потом мы собирали гербарий. Для этого пошли в лес всем классом. Погода была еще замечательная. Светило солнышко. Когда возвращались назад другой дорогой, на пути оказался довольно большой ручеек. Через него мальчики переносили девочек на своей горбушке. Ко мне подошел мальчик и предложил помощь. Я очень удивилась. Во-первых, для меня все это внимание было вообще непривычно, во-вторых, он был ниже меня. И все же он перенес меня. Все, что шло от учительницы, было необыкновенно. Я полюбила ее и переживала, что не она - моя мама. Мы жили по соседству, и я часто бывала у них, играла с ее дочками. И они у нас бывали.

Один раз мама привела меня к своей сослуживице, и оказалось, что с ее сыном мы учимся в одном классе. Вот я и зачастила к ним. У него были такие удивительные игрушки, какие я даже придумать не могла. Была такая игрушка: круг на ручке, в круге щелочка. Вставляешь какую-то пленку, крутишь, и смотришь в щелочку, и видишь фильм, как по телевизору. Телевизор я уже знала.

Мальчика звали Игорем. Однажды он не пришел в школу. И на следующий день Зоя Васильевна велела тем, кто знает, где он живет, пойти к нему, "попроведать". Предложили мне, а я просто струсила идти одна: вдруг обзываться потом будут. Тогда со мной послали еще двух девочек. Дошли мы до ворот и не можем решить, кто пойдет. Каждая боится прослыть его невестой. Но, наконец, одна девочка сказала: "Ну, надо же проведать! Что мы завтра учительнице скажем?" И пошла. Нам стало очень стыдно, я думаю: особенно мне. Ведь я ходила к нему запросто, когда мне надо было поиграть в его игрушки.

7 октября моему маленькому братику исполнялся 1 годик. Он еще не ходил. Пригласили гостей на праздник, хлопотали на кухне. Впервые я увидела торт, который можно приготовить самим. И вот стали приходить немногочисленные гости. Пришла какая-то семья: муж с женой. И позвали братика от дверей. Показали игрушку. И вдруг он вырвался из маминых рук и пошел к ним навстречу за игрушкой. Это было чудо! Я до сих пор помню, как поразилась этому.

Когда мы только приехали в эту деревушку в августе, и обнаружилось, что здесь нет ни пригодных сараюшек, ни излишков воды, то пришлось принять решение о заколе коровы. Мы привезли ее с собой, ведь как без молока детям? У небольшого сарая во дворе ее кололи, я была дома. Не хотела смотреть на это. Вот уже один очевидец пришел и говорит: "Зря ты не была. Когда ей вскрывали живот, там оказался маленький теленочек". Я вылетела "пулей", и давай всех спрашивать, чтобы показали мне этого теленочка. Я ведь его представляла таким же как корова, только маленьким. Такая маленькая корова. И когда мне показали то, что было, я не поверила. Решила, что они его спрятали или кто-то украл. Кто откажется от такой игрушки?

Месяц мы гуляли по чужим баням и решили построить небольшую, совсем крохотную, свою. Пристроить к сараюшке во дворе. Занялись строительством, добыванием большого бака для воды. Очень быстро построили и стали мыться в своей бане.

После закола коровы договорились с какими-то хозяевами, и я ходила к ним за молоком. Прихожу к хозяйке и жду. Однажды она почему-то спросила: не голодна ли я? Я отрицала. Но она, уходя, дала мне соленую свиную корочку, жесткую-прежесткую. Хозяйки не было очень долго, но с этой корочкой я ничего не смогла сделать. Она была вкусная, но абсолютно несъедобная. Было очень обидно.

Однажды к нам приехали какие-то знакомые из города - на охоту. Все суетились. Привезли в подарок гусарскую шапку. Мне она была впору и безумно понравилась. Я ходила в ней по квартире и в гости. Знаешь, с таким высоким пером впереди – кивер с султаном вроде. Мужчины уехали на охоту, потом вернулись и привезли птичек - тетеревов. У них хвост был веером. Один такой веер мы повесили на стену, и он висел до самого нашего отъезда.

Перед Новым годом родители решили уезжать в другое место, где нет таких трудностей с водой. Пришла ведь зима, колодец замерз, приходилось растапливать снег. Когда это делать, если взрослые весь день на работе, даже в субботу. Один выходной день был. А братик у меня маленький еще. Ждали начала зимних каникул. Моя учительница приходила к нам каждый день и все время спрашивала: не передумали? Нет, уже списались с новым местом, там река.

Закончилось учебное полугодие, всем выставили оценки, объявили, а мне нет. Я спрашиваю: а какие у меня оценки. Я же хочу знать. Зоя Васильевна говорит: я сама к вам приду.

И вот последний день, собираем вещи. Заходит моя учительница и подает мне табель. Я открываю и ... от удивления теряю дар речи. Там все пятерки, по всем предметам, даже по письму, по которому могла быть тройка - за грязь. Сколько слез я хотела пролить над этими тетрадями, но боялась, ведь клякс станет больше. Зоя Васильевна опять спрашивает родителей: может, останетесь? Конечно - нет. И вдруг она поцеловала меня, горько заплакала и ушла. Провожать нас она не вышла. А мы поехали далеко, в красивейшую деревню, с речкой и тайгой.

И до сих пор я не могу понять: почему так поступила моя учительница? Ведь у нее были свои дочки, зачем она обо мне заплакала? Ведь меня даже в детдом хотели отдать, настолько я была ненужной в новой маминой семье.

2003 год




Hosted by uCoz