Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм
Автор(ы): Выгодская Г.Л.
М.: «Просвещение», 1975
Предисловие
Оглавление
Заключение


Предисловие

 

Однажды швейцарский психолог Жан Пиаже поделился результатами своих исследований психики ребенка с Альбертом Эйнштейном. Пиаже пишет, что Эйнштейна поразило, насколько психика ребенка сложнее физики. С этой беседой двух великих ученых связывают появление известного ныне утверждения, что «понимание атома — детская игра по сравнению с пониманием детской игры».

Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена такому сложному вопросу, каким является игровая деятельность детей. На эту тему проведено много исследований и написано огромное количество статей, книг. Интерес к игре объясняется, с одной стороны, ее сложностью, а с другой стороны, той особой функцией и ролью, которую она выполняет в развитии ребенка-дошкольника.

В то время как в системе советского дошкольного воспитания проблемам игры нормально развивающегося ребенка уделяется очень большое внимание, в теории и практике педагогической работы с глухими детьми эти вопросы остаются до сих пор недостаточно разработанными

Между тем уже в 30-е годы Л С Выготским было выдвинуто положение о том, что аномальный ребенок, несмотря на все своеобразие, развивается по тем же законам, что и нормальный. Отсюда, в частности, следует, что в развитии глухих детей игра должна выполнять не меньшую роль, чем в развитии их слышащих сверстников.

В последние годы были определены особенности игр глухих детей, возможности и закономерности развития этих игр, их роль в формировании личности глухого ребенка. Так, например, было установлено, что глухого ребенка надо специально учить умению играть. Необходимо также руководить его играми. При отсутствии такого руководства задерживается развитие игры, что в свою очередь отрицательно сказывается на формировании личности ребенка.

Все это сделало необходимым и возможным включить в программу обучения и воспитания глухих детей дошкольного возраста раздел «Игры». Раздел написан с учетом особенностей глухих детей, своеобразия их игровой деятельности Реализации программы служило вышедшее краткое «Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников», которое содержит методические разработки рекомендуемых программой игровых тем.

Практика подтвердила целесообразность и эффективность рекомендуемых программой и руководством приемов и методов организации игровой деятельности глухих детей дошкольного возраста.

Предлагаемая вниманию читателей книга является первым пособием, в котором раскрываются многие стороны методики обучения глухих детей сюжетно-ролевым играм.

Признавая ценность подвижных и дидактических игр и их огромное значение для развития ребенка, мы все же сконцентрировали свое внимание на сюжетно-ролевых. Это вызвано тем, что овладение глухими детьми подвижными и дидактическими играми не представляет для них особых трудностей.

Воспитателю труднее всего обучать детей сюжетно-ролевым играм, которые, как известно, представляют наибольшую ценность для их всестороннего развития. Обучение этому виду игр предполагает расширение опыта детей, развитие воображения, выработку игровых умений, формирование игровых действий и навыков речевого общения. Эта работа очень сложна, особенно если учесть, что осуществлять ее приходится в условиях ограниченного речевого общения. Сложность руководства игрой усугубляется тем, что при обучении детей конкретным играм необходимо позаботиться и об общем развитии самих детей.

В книге рассматриваются вопросы, связанные с содержанием и методами работы по обучению глухих детей дошкольного возраста сюжетно-ролевым играм. Методика проведения игр излагается по этапам — подготовка игры, ее организация, ее дальнейшее развитие. Особое внимание уделяется месту и роли воспитателя в организации игровой деятельности детей.

Книга предназначена для воспитателей и сурдопедагогов специальных дошкольных учреждений для глухих детей. Мы полагаем, что она может быть использована и родителями глухих детей.

Автор приносит свою глубокую благодарность всем сурдопедагогам и воспитателям, работавшим с ним при создании и проверке программы и методики обучения глухих детей игровой деятельности.

Оглавление


Предисловие 3
Характеристика игровой деятельности 6
Особенности игр глухих детей 11
Условия, необходимые для развития игр детей 16
Первый год обучения 29
Второй год обучения 34
Третий год обучения 46
Игра в «магазин» 51
Игра в «автобус» («троллейбус») 54
Игра в «шоферов» 58
Игра в «театр» 60
Игра в «пароход» 63
Четвертый год обучения 66
Игра в «летчиков» 78
Игра в «зоопарк» 79
Игра в «поликлинику» 85
Игра в «парикмахерскую» 90
Игра в «строительство» 94
Пятый год обучения 98
Игра в «школу» 115
Игра в «почту» 120
Игра в «улицу» 123
Игра в «ателье» 130
Игра в «библиотеку» 135
Развитие речи в связи с организацией и проведением игр 138
Планирование и учет работы по обучению детей игровой
деятельности 146
Ошибки руководства 160
Заключение 171

Заключение

 

До последнего времени в советской дошкольной сурдопедагогике основное внимание уделялось вопросам обучения детей (главным образом обучению речи), в то время как общевоспитательные проблемы оставались недостаточно разработанными. В частности, мало внимания уделялось проблемам игры как основной формы организации жизни глухих детей дошкольного возраста и мощного фактора их развития. Между тем игры имеют такое же большое значение для физического, нравственного и умственного развития глухих детей, как и для развития слышащих.


Основатель системы дошкольного обучения глухих детей у нас в стране, организатор первого в России и Европе детского сада для глухих Н. A. Pay писала: «Своей конкретностью, действенностью, эмоциональной насыщенностью игра представляет лучшие предпосылки для глубокого воспитательного воздействия на маленького глухонемого, живущего в большей мере, чем слышащий, реальной жизнью, зрительными, осязательными, вибрационными впечатлениями».


Глухой ребенок приходит в детский сад, не умея говорить. Формирование его восприятия, представлений, накопление знаний происходит в первое время без руководящей речи взрослого. Следствием этого является недостаточное знание предметного мира, мира человеческих отношений и неумение отобразить их в игре.


Умение играть возникает у ребенка не спонтанно, а под воздействием обучения, которое у глухих детей не ограничивается формированием игровых действий, выработкой игровых умений и навыков. Обучение включает в себя широкое ознакомление детей с предметным миром, с различными видами деятельности взрослых людей, их отношениями.


Обучение детей игровой деятельности нужно строить с учетом ее особенностей, закономерностей ее развития, опираясь на реальные возможности детей — их способность к подражанию, развивающуюся наблюдательность, интерес ко всему новому, любознательность, активность и т. д. На первых этапах необходимо обучать детей игровым действиям, формировать игровые компоненты По мере того как ребенок овладевает способами игрового изображения действительности, нужно предоставлять ему творческую самостоятельность, инициативу, возможность выбора игры


Следует обучать детей переносу действий с одного предмета на другой, переименованию предметов, используемых в игре, обучать действиям с переименованными предметами в соответствии с их новым игровым названием, формировать речевое общение детей.


В ходе игры создаются особо благоприятные условия для общения детей (распределение ролей, обсуждение и планирование игровых действий, обозначение условных предметов, ведение бесед по ходу игры), для формирования механизмов обобщающей и регулирующей функции слова. Поэтому сюжетно-ролевые игры способствуют развитию речи глухих детей, которая вначале стоит еще на самой элементарной ступени констатации — обозначение словом предметов, их качеств, действий. По мере обучения речи дети овладевают значениями слов, у них меняется отношение к слову, появляется возможность понимать его настолько, что оно начинает определять собой действия детей. Сама игра толкает детей к овладению все более сложными формами речи. Благодаря использованию в игре предметов-заменителей дети проходят первую ступень отвлечения (абстракции), в результате чего у них развивается речевое мышление. В условиях игры создаются такие ситуации, которые позволяют обогащать речевой запас детей и расширять значения слов. Играя с детьми, «педагог включает в игру новое слово, новое выражение, и благодаря игровому настроению и повторяемости новый речевой материал оживает в ребенке, становится его собственностью, ребенок начинает его употреблять спонтанно»[1].


Игры глухих детей нуждаются в повседневном руководстве, которое не должно сводиться лишь к регулированию отношений детей, к предотвращению драк и поломок игрушек Оно предусматривает обучение детей игровой деятельности, формированию у них творческого отношения к действительности, умения творчески отразить окружающий мир Это требует от воспитателя высокого уровня педагогического мастерства, понимания значения игр для всестороннего развития детей, знания особенностей игр и условий, способствующих их развитию.


В дошкольном возрасте игра является основной, ведущей деятельностью, в процессе которой создаются наиболее благоприятные условия для развития всех сторон личности ребенка. При правильной организации игры могут стать одним из средств коррекции аномального развития глухих детей, так как в условиях игр происходит формирование как отдельных психических функций (и их коррекция), так и личности ребенка в целом Игра является источником различных видов творческой деятельности детей, действенным средством развития воображения, способствует развитию творческого восприятия и отображения детьми действительности.


В учебно-воспитательной работе, проводимой с глухими детьми, сюжетно-ролевым играм должно быть уделено особое внимание. Игры должны быть не эпизодическим явлением в жизни детей, а неотъемлемой ее частью. Долг воспитателя — так строить работу по обучению детей играм и руководству ими, чтобы игры могли выполнить свою решающую роль в развитии детей и содействовали тому, чтобы они выросли полноценными членами общества. Хотя формирование игры не является в педагогике самоцелью, в данном случае оно выступает как специальная педагогическая задача. И решать ее необходимо со всей серьезностью, со всей ответственностью, так как «игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре»[2].

 

 



[1] Pay Н. А. Дошкольное воспитание глухонемых М, 1947, с 41

[2] Макаренко А. С. Сочинения, т. 4. М., 1951, с. 373.

 

Hosted by uCoz