Как проверить слух малыша?
Виталия Шебанова, психолог

“Недавно у моего ребенка (которому три года) обнаружили тугоухость. Я в полном недоумении, ведь когда он был маленьким, все было нормально. Врач утверждает, что мне необходимо было обратиться гораздо раньше, потому что в плане его психического развития, упущено уже слишком много времени и потери эти невосполнимы. Так ли это?”

Свешана 23 года

“Когда родилась моя малышка, я поехала вместе с ней в деревню к своей бабушке. Свежий воздух, природа... Через три месяца я вышла на работу, а дочь оставила у бабушки. Приезжая проведать кроху на пару дней, я ничего тревожащего в ее поведении не замечала. Она радовалась моему появлению, издавала какие-то звуки. Первые сомнения по поводу того, слышит ли она, у нас зародились только тогда, когда ей исполнилось полтора года. И лишь к четырем годам, после обращения к специалистам, я узнала о том, что на страдает тугоухостью. Сейчас она посещает садик для глухих, пользуется слуховым аппаратом, с ней занимается сурдопедагог, Однако она значительно отстает от своих сверстников в психическом развитии. Теперь я каждый день казню себя за то, что так поздно братила внимание на ее тугоухость. Ведь если бы вовремя была оказана помощь, то ей было бы гораздо проще жить в этом мире...” Марина, 26 лет

Чем раньше, тем лучше

Вероятно никто не сомневается в том, что чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и эффективнее проходит его лечение. Однако у ребенка до года, по вполне понятным причинам, установить дефект слуха довольно тяжело. Сложность проблемы состоит в том, что реакция ребенка на обращение к нему отнюдь не гарантирует того, что он отзывается именно на голос. Радостно подергивать ручками и ножками в момент появления мамы и других знакомых ему взрослых он может оттого, что видит или чувствует близких ему людей. Именно поэтому дефекты слуха, как правило, выявляют значительно позже года. А поскольку первый год жизни очень важен в формировании психики ребенка, то любой необнаруженный дефект в его воспринимающей системе чреват значительным отставанием в развитии.

О, сколько нам открытий чудных готовит... слух!

Вся жизнь человека протекает в мире звуков. Звуки прибоя, мелодии, речи — все это звуковые колебания. Наш слух улавливает колебания частотой от 16 до 20 тысяч герц в секунду.

Давайте вместе вспомним, каким образом мы слышим? Звуковые волны улавливаются ушной раковиной и вызывают колебания барабанной перепонки. Слуховые косточки (молоточек, наковальня и стремечко) воспринимают колебания и передают их во внутреннее ухо. Миниатюрные волосковые клетки превращают звуковые волны в нервные импульсы и через слуховой нерв передают их в мозг, в котором происходит “расшифровка” того, что мы услышали. Но нормально слышать мы можем только в том случае, если все “части” слухового анализатора здоровы, т. е. способны функционировать адекватно и оптимально. Если же какая-либо часть анализатора нарушена (нездорова), то слуховых ощущений не возникнет.

Для того, чтобы слух ребенка развивался нормально, ему буквально с первых дней его жизни необходимы внешние акустические раздражители. По мере своего развития ребенок сравнивает различные звуки, учится определять, где находится источник звука, кому принадлежит тот или иной тембр голоса. На основе слуха формируется вначале подражательная, а затем и самостоятельная речь. Дети, глухие от рождения, не слышат речи, и поэтому, как правило, глухота “идет под руку” с немотой.

При нормальном развитии примерно на шестой неделе жизни младенцы начинают издавать звуки и лепетать. Через шесть месяцев они уже вовсю “разговаривают”, общаясь с родителями на своем языке. При тугоухости малыш с течением времени, наоборот, становится все молчаливее, так как он не может воспринимать необходимый ему раздражитель — голос. Ведь в основе формирования речи ребенка лежит поступление из окружающего мира разнообразных сигналов, и прежде всего речевых. Уровень речевого развития, как правило, определяет психическое развитие в целом, т. к. именно на основе речи формируется сознание и самосознание. Вот почему от тех, с кем общается кроха, зависит не только развитие его слуха и речи, но и его развитие в целом.

Причины глухоты

Различают врожденную и приобретенную глухоту, которая может быть последствием родовой травмы, воздействия продолжительного шума и вибраций, инфекционных заболеваний ребенка (менингита, скарлатины, кори, ветряной оспы, вирусного энцефалита), а также интоксикаций некоторыми лекарственными веществами. Причинами возникновения наследственной и врожденной глухоты могут быть генетические факторы, инфекционные заболевания матери в период беременности (краснуха, сифилис, токсоплазмоз), факторы предродового периода (резус-несовместимость, недоношенность).

По степени снижения слуха различают глухих и слабослышащих детей. К глухим относятся дети с порогом восприятия выше 80 децибелов. Полная глухота встречается относительно редко, т. к. практически всегда остатки слуха все же имеются. Некоторые слабослышащие дети воспринимают звук голоса разговорной громкости лишь у самой ушной раковины или на небольшом расстоянии от нее.

Наиболее часто причиной нарушения слуха является дефект волосковых клеток во внутреннем ухе. Нередко к тугоухости могут привести такие заболевания, как воспаление среднего уха (отит) или катаральное воспаление слуховой (евстахиевой) трубы. После отита у малыша может остаться отверстие в барабанной перепонке, и тогда воспаление становится хроническим. Из уха все время вытекает белая жидкость, у которой со временем может появиться дурной запах. Если вовремя не принять меры, то инфекция может захватить и прилегающие кости и даже перейти на мозговые оболочки.

Лечение тугоухости зависит от общей картины отклонений в слуховом анализаторе и от причины ее возникновения. Это могут быть либо медикаментозные средства, либо оперативное вмешательство, либо установление слухового аппарата, который усиливает звуковые волны. Самое главное, если у вас есть хоть малейшие сомнения в полноценности слуха вашего малыша, — идите к специалисту.

Воспитание детей с нарушениями слуха

Для нормального психического развития глухого и слабослышащего ребенка ведущее значение имеет раннее начало коррекционной работы, направленной на стимуляцию и развитие слухового восприятия, с использованием сурдологической техники в сочетании с развитием речи. В обучении используется как стимуляция дефектного слухового анализатора, так и подключение других навыков: зрительного, тактильного, двигательного. Особое значение придается раннему включению речи в общение ребенка с окружающими, что открывает перед ним возможность и участие в коллективных видах деятельности. Для детей с дефектами слуха очень большое значение имеет правильное семейное воспитание. Родители должны больше разговаривать со своим ребенком, находясь в поле его зрения, говорить необходимо громко, выразительно, сопровождая речь активной жестикуляцией, привлекая внимание ребенка к артикуляции говорящего. Обучение должно быть конкретным, с применением наглядности.

1999-2000 © BABYCOM Все права защищены
Hosted by uCoz